(к 125-летию со дня рождения С.Н.Булгакова)
Сергея Николаевича Булгакова (отец Сергий)(1871-1944) в наши дни поминают часто: его издают, на него ссылаются, апеллируют к авторитету его имени, цитаты из его трудов служат внушительным подспорьем для подтверждения или опровержения тех или иных суждений. Резко негативное отношение властей к "философу-мистику", "защитнику капитализма" (что только не писали о нем в советское время) ушло в прошлое; "минус" сменился на "плюс", и теперь, похоже, на его имени теоретика православной экономики появляется даже нечто похожее на "хрестоматийный глянец", что, впрочем, вполне логично, учитывая наш родовой максимализм.
взгляды С.Булгакова на мир, хозяйственную деятельность, труд и творчество позволяют рельефно оттенить отношение к этим проблемам (при всем их различии и неоднозначности) других "реалистов православия"3) - таких, как Н.Бердяев, Н.Федоров, П.Флоренский; логически напрашиваются также некоторые параллели с "протестантским реалистом" Максом Вебером4). Главная цель его трудов - создание "софиологии хозяйства", основанной на "логосе вещей, вселенской связи мира", обосновывающей собой в том числе экономику. Святое Писание для отца Сергия - всеобщая система "социально-экономической этики", "высшее освящение хозяйственной заботы"5). Для него важнее был библейский дух, нежели конкретные тезисы Писания. И такой подход, видимо, наиболее плодотворен: поиски в тексте Библии конкретной экономической системы вряд ли дадут позитивный результат, ибо в ней не содержится практического учения, и изложение переходит на уровень высокой абстракции.
С.Булгаков пережил не одну духовную эволюцию: от марксизма через идеализм он пришел к православию, став практически единственным теоретиком православной экономики в России.
http://www.transport.ru/2_period/min_econ/N3-496/pravos.htm
Сергея Николаевича Булгакова (отец Сергий)(1871-1944) в наши дни поминают часто: его издают, на него ссылаются, апеллируют к авторитету его имени, цитаты из его трудов служат внушительным подспорьем для подтверждения или опровержения тех или иных суждений. Резко негативное отношение властей к "философу-мистику", "защитнику капитализма" (что только не писали о нем в советское время) ушло в прошлое; "минус" сменился на "плюс", и теперь, похоже, на его имени теоретика православной экономики появляется даже нечто похожее на "хрестоматийный глянец", что, впрочем, вполне логично, учитывая наш родовой максимализм.
взгляды С.Булгакова на мир, хозяйственную деятельность, труд и творчество позволяют рельефно оттенить отношение к этим проблемам (при всем их различии и неоднозначности) других "реалистов православия"3) - таких, как Н.Бердяев, Н.Федоров, П.Флоренский; логически напрашиваются также некоторые параллели с "протестантским реалистом" Максом Вебером4). Главная цель его трудов - создание "софиологии хозяйства", основанной на "логосе вещей, вселенской связи мира", обосновывающей собой в том числе экономику. Святое Писание для отца Сергия - всеобщая система "социально-экономической этики", "высшее освящение хозяйственной заботы"5). Для него важнее был библейский дух, нежели конкретные тезисы Писания. И такой подход, видимо, наиболее плодотворен: поиски в тексте Библии конкретной экономической системы вряд ли дадут позитивный результат, ибо в ней не содержится практического учения, и изложение переходит на уровень высокой абстракции.
С.Булгаков пережил не одну духовную эволюцию: от марксизма через идеализм он пришел к православию, став практически единственным теоретиком православной экономики в России.
http://www.transport.ru/2_period/min_econ/N3-496/pravos.htm