Литературный вечер,посвященный 100-летию
со дня рождения НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО
Ведущая - Римма КАЗАКОВА
В текущем две тысячи третьем году исполнилось 100 лет со дня рождения большого русского поэта – Николая Алексеевича Заболоцкого.
По-настоящему Заболоцкий пришёл к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Сборник «Стихотворения и поэмы», выпущенный в Свердловске Средне-Уральским книжным издательством в 1986 году, иллюстрирован фотографиями поэта, сделанными в разные годы его жизни, и чёрно-белыми репродукциями картин русских художников-авангардистов начала 20-го века.
По сей день о Заболоцком спорят; решают, какой из двух лучше: поздний или ранний. Всегда будут те, кому в стихах всего дороже мальчишеская прыть и ветер перемен, и те, кто кратчайший (и кротчайший) путь к сердцу – и от сердца – видит в следовании традиции. В пользу первых можно сказать, что жестокость (непременная спутница революций) – сестра красоты.
В пользу вторых есть два довода. В середине XX века философы произнесли, наконец, то, что в древности само собою разумелось: традиция умнее разума. (Аристотель вообще утверждал, что основа искусства – подражание.) И второе, тоже самоочевидное: отказ от традиции снимает вопрос о мастерстве, устраняет критерий; а что такое искусство без мастерства? Чем восхищаться будем? Удивление, на которое делают ставку теперешние стяжатели славы, – низшее из чувств, принимающих участие в восприятии искусства. На нем далеко не уедешь.
Спор о Заболоцком продолжается, но одно всё таки ясно: рядом с «большой четверкой» ему (как и Ходасевичу) не стоять. Его столетие не стало национальным торжеством, не сопровождается пышными игрищами, вакханалией славословия, как дни Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Цветаевой. И это – к лучшему. Тех, возведенных на пьедестал, в юбилейные годы просто жалко становилось – так густо шла вместе с чествованием профанация. Заболоцкого в значительной степени забыли – и тем пощадили. К счастью для него и тех, кто любит его стихи.
http://loshch.livejournal.com/29353.html
со дня рождения НИКОЛАЯ ЗАБОЛОЦКОГО
Ведущая - Римма КАЗАКОВА
В текущем две тысячи третьем году исполнилось 100 лет со дня рождения большого русского поэта – Николая Алексеевича Заболоцкого.
По-настоящему Заболоцкий пришёл к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Сборник «Стихотворения и поэмы», выпущенный в Свердловске Средне-Уральским книжным издательством в 1986 году, иллюстрирован фотографиями поэта, сделанными в разные годы его жизни, и чёрно-белыми репродукциями картин русских художников-авангардистов начала 20-го века.
По сей день о Заболоцком спорят; решают, какой из двух лучше: поздний или ранний. Всегда будут те, кому в стихах всего дороже мальчишеская прыть и ветер перемен, и те, кто кратчайший (и кротчайший) путь к сердцу – и от сердца – видит в следовании традиции. В пользу первых можно сказать, что жестокость (непременная спутница революций) – сестра красоты.
В пользу вторых есть два довода. В середине XX века философы произнесли, наконец, то, что в древности само собою разумелось: традиция умнее разума. (Аристотель вообще утверждал, что основа искусства – подражание.) И второе, тоже самоочевидное: отказ от традиции снимает вопрос о мастерстве, устраняет критерий; а что такое искусство без мастерства? Чем восхищаться будем? Удивление, на которое делают ставку теперешние стяжатели славы, – низшее из чувств, принимающих участие в восприятии искусства. На нем далеко не уедешь.
Спор о Заболоцком продолжается, но одно всё таки ясно: рядом с «большой четверкой» ему (как и Ходасевичу) не стоять. Его столетие не стало национальным торжеством, не сопровождается пышными игрищами, вакханалией славословия, как дни Ахматовой, Пастернака, Мандельштама, Цветаевой. И это – к лучшему. Тех, возведенных на пьедестал, в юбилейные годы просто жалко становилось – так густо шла вместе с чествованием профанация. Заболоцкого в значительной степени забыли – и тем пощадили. К счастью для него и тех, кто любит его стихи.
http://loshch.livejournal.com/29353.html