НАЙДЕНА ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ ЗАПИСИ ПЕСНИ "ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ"
В мае 1946 года, к первой годовщине Дня Победы, композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский записали в студии Дома Звукозаписи (ДЗЗ) на Качалова песню "Враги сожгли родную хату"! Но тогда её называли "Песнь о солдате".
С разницей в несколько дней - (первый вариант до 9 мая и второй после) Владимиром Нечаевым было записано два варианта исполнения этой песни!
Первый вариант, записали с фортепианным аккомпанементом Матвея Блантера.
Второй вариант, записали с аккомпанементом знаменитого трио баянистов: А.Кузнецов, Я.Попков, А.Данилов.
Вам вероятно известен вариант исполнения с Матвеем Блантером, но вы никогда не слышали второй вариант - с трио баянистов, который коллекционеры безуспешно разыскивали несколько десятилетий и сейчас, у вас есть такая возможность прослушать эту находку -
А вот, что рассказывает основатель ГосТелеРадиоФонда, наш большой друг Владимир Михайлович Возчиков о первом публичном исполнении песни "Враги сожгли родную хату" на праздничном концерте в Колонном зале Дома Союзов, в 1946 году, прямым очевидцем которого и случившегося в этот момент скандального события, был он сам. http://staroeradio.ru/read/p3.php?id=2855
На Сцену вышли два знаменитых исполнителя - дуэт Владимиры Александровичи Бунчиков и Нечаев - что в корне отличалось от студийной записи, ибо там не было дуэта.
" Реакция зала была странной.
Ни аплодисментов, ни свиста, ни топота,
пауза, молчание,
и стон или вой - "м..м..м" - огромного зала, как будто люди сцепили люди зубы чтобы не заплакать.
И когда объявляли следующего актера, не могли - вот этот плач, рёв вот этой отобранной для правительственного концерта публики.
И после третьего или четвертого неудачного выхода конферансье, которого сгоняли и требовали на бис эту песню -, это была уже неуправляемая с сильнейшим чувством толпа,
я это слышал, меня тоже трясло.
Такого никогда не было, беспорядки в эфире, бунт, чтобы не слушали конферансье, и вот с тех пор заткнули (песню)..."
В общеизвестной версии запрета песни пишется, что стихотворение было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
Но мне думается что именно этот случай, напугавший власти неожиданной, шокирующей реакцией боли и массового единодушия, прорвавшегося столь мощно сквозь залакированный официоз правительственного концерта и скандал, случившийся в прямом эфире, стал причиной запрета песни на 14 лет и только в 1960 году, Марк Бернес (вероятно заручившись высоким одобрением) рискнул исполнить песню в правительственном концерте, но уже под новым и привычным для нас названием "Враги сожгли родную хату".
(Благодарю за экспертную помощь @Роман Пантелюс и @Дмитрий Фокин)
@юрий метелкин
В мае 1946 года, к первой годовщине Дня Победы, композитор Матвей Блантер и поэт Михаил Исаковский записали в студии Дома Звукозаписи (ДЗЗ) на Качалова песню "Враги сожгли родную хату"! Но тогда её называли "Песнь о солдате".
С разницей в несколько дней - (первый вариант до 9 мая и второй после) Владимиром Нечаевым было записано два варианта исполнения этой песни!
Первый вариант, записали с фортепианным аккомпанементом Матвея Блантера.
Второй вариант, записали с аккомпанементом знаменитого трио баянистов: А.Кузнецов, Я.Попков, А.Данилов.
Вам вероятно известен вариант исполнения с Матвеем Блантером, но вы никогда не слышали второй вариант - с трио баянистов, который коллекционеры безуспешно разыскивали несколько десятилетий и сейчас, у вас есть такая возможность прослушать эту находку -
А вот, что рассказывает основатель ГосТелеРадиоФонда, наш большой друг Владимир Михайлович Возчиков о первом публичном исполнении песни "Враги сожгли родную хату" на праздничном концерте в Колонном зале Дома Союзов, в 1946 году, прямым очевидцем которого и случившегося в этот момент скандального события, был он сам. http://staroeradio.ru/read/p3.php?id=2855
На Сцену вышли два знаменитых исполнителя - дуэт Владимиры Александровичи Бунчиков и Нечаев - что в корне отличалось от студийной записи, ибо там не было дуэта.
" Реакция зала была странной.
Ни аплодисментов, ни свиста, ни топота,
пауза, молчание,
и стон или вой - "м..м..м" - огромного зала, как будто люди сцепили люди зубы чтобы не заплакать.
И когда объявляли следующего актера, не могли - вот этот плач, рёв вот этой отобранной для правительственного концерта публики.
И после третьего или четвертого неудачного выхода конферансье, которого сгоняли и требовали на бис эту песню -, это была уже неуправляемая с сильнейшим чувством толпа,
я это слышал, меня тоже трясло.
Такого никогда не было, беспорядки в эфире, бунт, чтобы не слушали конферансье, и вот с тех пор заткнули (песню)..."
В общеизвестной версии запрета песни пишется, что стихотворение было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
Но мне думается что именно этот случай, напугавший власти неожиданной, шокирующей реакцией боли и массового единодушия, прорвавшегося столь мощно сквозь залакированный официоз правительственного концерта и скандал, случившийся в прямом эфире, стал причиной запрета песни на 14 лет и только в 1960 году, Марк Бернес (вероятно заручившись высоким одобрением) рискнул исполнить песню в правительственном концерте, но уже под новым и привычным для нас названием "Враги сожгли родную хату".
(Благодарю за экспертную помощь @Роман Пантелюс и @Дмитрий Фокин)
@юрий метелкин