Скульптор Георгий Дмитриевич Лавров - встреча в Музее Луначарского (архив Е.Карпова 17.2.84г)

Георгий ЛАВРОВ
Родился в Сибири 19 апреля 1895 года. С 1912 года обучается в знаменитой студии красноярского художника Д.И. Каратанова. В 1915 году поступает на медицинский факультет Томского университета и посещает классы рисунка в Художественном обществе. Во время революции 1917 года Лавров уходит в партизанский отряд, работает в органах советской власти. В 1923 г. он приезжает в Москву, где работает вместе с Маяковским в знаменитых «Окнах РОСТа», тогда же начинает всерьез заниматься скульптурой.

В 1927 г., по рекомендации Луначарского, Г.Д. Лавров командируется в Париж, где изучает шедевры мастеров мировой культуры, занимается в мастерских великих французских ваятелей Э. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспио. и Ф. Помпона, много работает с глиной и мрамором. За 8 лет пребывания во Франции проходит прекрасную школу и становится признанным мастером-профессионалом. В 1932 году устраивает персональную выставку в галерее на бульваре Монпарнас в Париже, где показывает в основном анималистические работы. Это пребывание становится периодом, наиболее успешным для его карьеры. Лавров приобретает широкую известность на Западе, регулярно выставляется на салонах, имеет коммерческий успех, его работы раскупают на аукционах.

В 1935 году Г.Лавров возвращается в Москву. В 1938 году с 15 на 16 сентября по доносу — арест, обыск, бутырская тюрьма, допросы, пытки. Обвинение в участии в антисоветской террористической организации и подготовке покушения на И.В. Сталина. Короткий приговор по ст. 58 и долгий путь в Магаданские лагеря. Но и там он находит в себе силы активно заниматься творчеством. Созданное Лавровым, по заданию ГПУ, в 1943 г. большое панно «Героическая эпопея обороны СССР» было выдвинуто Дальстроем на соискание Государственной премии.

В 1945 г. он выезжает на поселение в родные места. В 1947 г. как член красноярского отделения Союза художников участвует во многих выставках, получает премии и дипломы за свои скульптуры, его награждают медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне. В 1948 г. он создает одно из самых знаменитых своих произведений — портрет В.И. Сурикова для дома-музея художника в Красноярске. В это время он живет и работает в Минусинске, Абакане, Черногорске. В 1950–1951 гг. Георгий Дмитриевич создает скульптурные произведения, формирующие городскую среду, — памятник П.Е. Щетинкину и бюст Н.М. Мартьянова для знаменитого сибирского музея. В Черногорске к нему особое отношение, ему благоволит местное шахтовое и городское начальство.

В 1953 г. ему разрешено вернуться в Москву. Здесь он ведет большую творческую и выставочную деятельность. Создает целую портретную галерею героев войны, деятелей науки, культуры и искусства. Среди созданных им многочисленных скульптур особенно интересным является портрет великой русской балерины Анны Павловой. Он запечатлел в пластике сценические образы, созданные легендарной танцовщицей, — «Жизель», «Одетта», «Умирающий лебедь». «Так интересно меня еще никто не лепил», — говорила балерина. Но самой интересной и поистине фундаментальной работой является памятник погибшим шахтерам в Черногорске.

Прожив долгую и прекрасную жизнь, Г.Д. Лавров скончался в 1991 году в возрасте 95 лет. Художник прожил одной жизнью со своей страной и вместе со своим народом разделил его трагическую судьбу.

Наиболее известные его анималистические работы: "Львица и львенок", “Прыгающий лев", “Пантера", “Рычащая пантера", “Тигр", “Тигр в засаде", “Тигр, лижущий лапу", “Тигр, готовящийся к прыжку", “Сидящий тигр", “Полярные медведи", “Бой оленей", “Газель", “Русская борзая", “Рыба-луна", “Павлин", “Тетерева", “Фазан", “Лиса и фазан".

Иллюстрации его работ можно найти в книгах:

Berman, т. 4, стр.1159 (№ 4630 :“Музыкальные часы");
журнал “Антиквариат", № 5(7) май 2003 г., стр.78- 79 (“Лиса и фазан", “Фазан");
J.Hachet, том 1, стр. 427-428 (“Полярные медведи", “Прыгающий лев").
Описание биографии взято из следующих изданий:

J.Mackay, стр. 225;
журнал “Антиквариат", № 5(7), май 2003 г., стр. 79;
J.Hachet, том 1, стр.427-428;
Актуальные вопросы истории Сибири. В.В.Коньков. Слово о скульпторе. Алтайский государственный университет.

http://artdecobronza.com/author/5