Алекса́ндр Бори́сович Гольденве́йзер (1875—1961) — выдающийся российский и советский пианист, композитор, педагог и писатель, доктор искусствоведения (1940). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени.
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве в семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера (1839—1916). Свои первые музыкальные впечатления он получил от матери, Варвары Петровны Гольденвейзер (урожд. Щекотихиной, 1848—1898), обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано.
В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, Саша Гольденвейзер стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где и начались его серьёзные занятия музыкой с Василием Павловичем Прокуниным (1848—1910) — известным собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
В 1889 году Гольденвейзер был принят в Московскую консерваторию в класс Александра Ильича Зилоти и сразу же попал в окружение замечательных музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева. Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 преподаватель фортепиано Николаевского сиротского института, в 1904—1906 — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, (ныне ГИТИС). Преподавал историю искусств в Алфёровской гимназии
В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал (вплоть до 1956 года), в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
В 1906—1961 годах — профессор МГК имени П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1936—1939 годах — заведующий кафедрой фортепиано, в 1918—1922 и 1932—1939 годах заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 годах — директор (ректор) МГК имени П. И. Чайковского.
Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах и в Народной консерватории.
С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского Союза композиторов.
В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при консерватории.
С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при консерватории. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Среди учеников Гольденвейзера: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, М. С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, Маргарита Чхеидзе, Л. Д. Имнадзе, С. В. Евсеев, Нигяр ханум Усубова, Н. Г. Капустин и более 200 других.
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Родился 26 февраля (10 марта) 1875 года в Кишинёве в семье адвоката Бориса Соломоновича Гольденвейзера (1839—1916). Свои первые музыкальные впечатления он получил от матери, Варвары Петровны Гольденвейзер (урожд. Щекотихиной, 1848—1898), обладавшей тонким художественным вкусом и любившей петь и играть на фортепиано.
В пять лет, научившись разбирать ноты под руководством старшей сестры Татьяны, Саша Гольденвейзер стал самостоятельно понемногу играть на фортепиано. Когда ему исполнилось восемь лет, семья переехала в Москву, где и начались его серьёзные занятия музыкой с Василием Павловичем Прокуниным (1848—1910) — известным собирателем русских народных песен, одним из учеников П. И. Чайковского.
В 1889 году Гольденвейзер был принят в Московскую консерваторию в класс Александра Ильича Зилоти и сразу же попал в окружение замечательных музыкантов, во многом сформировавших его взгляды на искусство, на роль художника в общественной жизни и на задачи педагога.
Окончил в 1895 году Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (ранее занимался у А. И. Зилоти), в 1897 году по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Учился также композиции у А. С. Аренского и контрапункту у С. И. Танеева. Преподавательскую деятельность начал в 1895 году. В 1895—1917 преподаватель фортепиано Николаевского сиротского института, в 1904—1906 — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, (ныне ГИТИС). Преподавал историю искусств в Алфёровской гимназии
В 1907 году выступал в составе Московского трио, заменяя пианиста Д. С. Шора. Концертировал (вплоть до 1956 года), в том числе в ансамблях с Э. Изаи, Д. Ф. Ойстрахом, Л. Б. Коганом, С. Н. Кнушевицким, квартетом им. Людвига ван Бетховена.
В 1906—1961 годах — профессор МГК имени П. И. Чайковского по классу фортепиано. В 1936—1939 годах — заведующий кафедрой фортепиано, в 1918—1922 и 1932—1939 годах заместитель директора (проректор), в 1922—1924 и 1939—1942 годах — директор (ректор) МГК имени П. И. Чайковского.
Преподавал также на Пречистенских рабочих курсах и в Народной консерватории.
С 1932 по 1934 годы — заместитель председателя Московского Союза композиторов.
В 1931 году организовал «Особую детскую группу» при консерватории.
С 1936 по 1941 годы — художественный руководитель Центральной музыкальной школы при консерватории. Создатель одной из крупнейших советских пианистических школ. Среди учеников Гольденвейзера: С. Е. Фейнберг, Т. П. Николаева, Р. В. Тамаркина, Г. Р. Гинзбург, Д. Б. Кабалевский, Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Д. Д. Благой, Ф. И. Готлиб, А. Л. Каплан, М. С. Лебензон, Л. И. Ройзман, В. Г. Фере, Маргарита Чхеидзе, Л. Д. Имнадзе, С. В. Евсеев, Нигяр ханум Усубова, Н. Г. Капустин и более 200 других.
Умер 26 ноября 1961 года (по другим источникам — 27 ноября). Похоронен на Ваганьковском кладбище.