Хитяева Людмила Ивановна
Родилась актриса 15 августа 1930 года.
Заслуженная артистка РСФСР (1965).
Народная артистка РСФСР (1983).
Отец — Хитяев Иван Яковлевич, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе.
Мать — Хитяева Вера Ивановна, военврач 1-го ранга.
Закончив школу в 1948 году, в 18 лет Людмила поступила в Горьковское театральное училище. Она пришла проводить подругу, которой предстоял вступительный экзамен, но внезапно попросила комиссию: "Прослушайте и меня". Людмила вдохновенно прочитала знаменитый монолог Катерины из "Грозы" А.Н. Островского и была принята.
В 1952 году по окончании театрального училища была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра, в котором проработала 9 лет.
Играла в спектаклях "Учитель танцев", "В добрый час!", "Егор Булычёв и другие".
На горьковской сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру Киностудии имени Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме "Екатерина Воронина". В театр пришла телеграмма с вызовом на первую репетицию. И вот Москва, кинопроба вместе с Нонной Мордюковой, утверждение на роль.
Картина "Екатерина Воронина" (1957) стала дебютом Людмилы в кинематографе.
Почти одновременно со съёмками в этой картине снималась ещё в одной: у режиссёра Сергея Герасимова в "Тихом Доне" она играла Дарью. В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли: "Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю - шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать (хотя с детства панически боялась воды).
"Тихий Дон" вышел на экраны страны в 1958 году и занял 1-е место в прокате (47 млн. зрителей).
После выхода на экраны этих двух картин тут же вошла в число самых популярных и красивых актрис советского кинематографа.
В конце 1950-х годов на "Ленфильме" было решено экранизировать "Поднятую целину", даже приступить к съёмкам, не дожидаясь окончания романа. Первые серии "Поднятой целины" вышли на экран весной 1960 года, третья — в 1961-м.
В Лушке — Хитяевой проглядывает Дарья Мелехова. Насмешливо хваткая в первых двух сериях, хищная и хитроватая, Лушка, традиционно воспринимаемая как себялюбивое, чувственное существо, в третьей серии вдруг оборачивается неожиданной стороной — драматической.
Огромным успехом пользовался у зрителей фильм "Евдокия" (1961) режиссера Татьяны Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. В этом киноромане у Хитяевой — главная роль, возрастная. Следуя за прозой Пановой, актриса от сцены к сцене создает на экране привлекательный образ глубоко нравственной и верующей русской женщины. Прежде всего Евдокия — мать, хотя у неё с Евдокимом в семье пятеро детей — все приёмыши!
Хитяева, с её русской, воспринятой от Герасимова актёрской школой была востребована в кинематографе начала 1960-х годов. Наделённая славянской красотой, природной пластикой, с лукавым и завлекающим прищуром синих глаз, актриса создала незаурядные народные характеры, одаренные силой страсти, напором неподдельных чувств. Это был "звёздный час" талантливой актрисы.
С Евгением Матвеевым снималась в "Поднятой целине". Прославленный актёр пригласил её для своего режиссёрского дебюта — фильма "Цыган" (1967, по одноимённой повести донского писателя Анатолия Калинина). Клавдия Пухлякова, вдова с двумя детьми, работает в послевоенном колхозе. Мелодраматическая история сыграна искренне и тактично.
Ещё одну станичницу — бригадира Галину Сахно актриса сыграла в удовольствие в экранизации пьесы Анатолия Софронова "Стряпуха" (1966, режиссёр Эдмонд Кеосаян).
Действие картины "Русское поле" (1972, режиссёр Николай Москаленко) разворачивается в Среднем Поволжье — родных местах Хитяевой. У актрисы хоть и небольшая, но яркая роль волжанки Наденьки.
В фильме Г. Васильева "Василий Буслаев" (1983) у актрисы — роль матери былинного героя.
В 1980-1990-е годы активно занимается концертной деятельностью.
Ещё будучи студенткой первого курса, вышла замуж. В этом браке родился сын Павел. Павел закончил Институт восточных языков и работает экономистом. Долгое время жил в Таиланде (в Бангкоке), имел там свою фирму.
После скоротечного первого брака довольно длительное время была женщиной свободной и обременять себя новой семьей не торопилась. Хотя поклонников у нее тогда было в избытке.
Между тем, несмотря на свою природную независимость, в 1960-е годы всё-таки вышла замуж во второй раз. На этот раз её избранником был человек не из артистической среды, а врач-уролог.
В начале 1970-х годов умер второй муж.
Однако вдовствовала Людмила недолго: в 1975 году у неё появился новый избранник. Этот брак продержался дольше всех — 20 лет. В 1995 году они расстались.
Актриса имеет внука и внучку. Живёт и работает в Москве.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
В 2002 году награждена орденом Почёта.
http://www.kino-teatr.ru
Родилась актриса 15 августа 1930 года.
Заслуженная артистка РСФСР (1965).
Народная артистка РСФСР (1983).
Отец — Хитяев Иван Яковлевич, инженер-экономист, во время Великой Отечественной войны работал на военном заводе.
Мать — Хитяева Вера Ивановна, военврач 1-го ранга.
Закончив школу в 1948 году, в 18 лет Людмила поступила в Горьковское театральное училище. Она пришла проводить подругу, которой предстоял вступительный экзамен, но внезапно попросила комиссию: "Прослушайте и меня". Людмила вдохновенно прочитала знаменитый монолог Катерины из "Грозы" А.Н. Островского и была принята.
В 1952 году по окончании театрального училища была зачислена в труппу Горьковского драмтеатра, в котором проработала 9 лет.
Играла в спектаклях "Учитель танцев", "В добрый час!", "Егор Булычёв и другие".
На горьковской сцене её заметил известный писатель Анатолий Рыбаков и рекомендовал режиссёру Киностудии имени Горького Исидору Анненскому, искавшему исполнительницу на главную роль в своем фильме "Екатерина Воронина". В театр пришла телеграмма с вызовом на первую репетицию. И вот Москва, кинопроба вместе с Нонной Мордюковой, утверждение на роль.
Картина "Екатерина Воронина" (1957) стала дебютом Людмилы в кинематографе.
Почти одновременно со съёмками в этой картине снималась ещё в одной: у режиссёра Сергея Герасимова в "Тихом Доне" она играла Дарью. В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли: "Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю - шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя её, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать (хотя с детства панически боялась воды).
"Тихий Дон" вышел на экраны страны в 1958 году и занял 1-е место в прокате (47 млн. зрителей).
После выхода на экраны этих двух картин тут же вошла в число самых популярных и красивых актрис советского кинематографа.
В конце 1950-х годов на "Ленфильме" было решено экранизировать "Поднятую целину", даже приступить к съёмкам, не дожидаясь окончания романа. Первые серии "Поднятой целины" вышли на экран весной 1960 года, третья — в 1961-м.
В Лушке — Хитяевой проглядывает Дарья Мелехова. Насмешливо хваткая в первых двух сериях, хищная и хитроватая, Лушка, традиционно воспринимаемая как себялюбивое, чувственное существо, в третьей серии вдруг оборачивается неожиданной стороной — драматической.
Огромным успехом пользовался у зрителей фильм "Евдокия" (1961) режиссера Татьяны Лиозновой, снятый по сценарию писательницы Веры Пановой. В этом киноромане у Хитяевой — главная роль, возрастная. Следуя за прозой Пановой, актриса от сцены к сцене создает на экране привлекательный образ глубоко нравственной и верующей русской женщины. Прежде всего Евдокия — мать, хотя у неё с Евдокимом в семье пятеро детей — все приёмыши!
Хитяева, с её русской, воспринятой от Герасимова актёрской школой была востребована в кинематографе начала 1960-х годов. Наделённая славянской красотой, природной пластикой, с лукавым и завлекающим прищуром синих глаз, актриса создала незаурядные народные характеры, одаренные силой страсти, напором неподдельных чувств. Это был "звёздный час" талантливой актрисы.
С Евгением Матвеевым снималась в "Поднятой целине". Прославленный актёр пригласил её для своего режиссёрского дебюта — фильма "Цыган" (1967, по одноимённой повести донского писателя Анатолия Калинина). Клавдия Пухлякова, вдова с двумя детьми, работает в послевоенном колхозе. Мелодраматическая история сыграна искренне и тактично.
Ещё одну станичницу — бригадира Галину Сахно актриса сыграла в удовольствие в экранизации пьесы Анатолия Софронова "Стряпуха" (1966, режиссёр Эдмонд Кеосаян).
Действие картины "Русское поле" (1972, режиссёр Николай Москаленко) разворачивается в Среднем Поволжье — родных местах Хитяевой. У актрисы хоть и небольшая, но яркая роль волжанки Наденьки.
В фильме Г. Васильева "Василий Буслаев" (1983) у актрисы — роль матери былинного героя.
В 1980-1990-е годы активно занимается концертной деятельностью.
Ещё будучи студенткой первого курса, вышла замуж. В этом браке родился сын Павел. Павел закончил Институт восточных языков и работает экономистом. Долгое время жил в Таиланде (в Бангкоке), имел там свою фирму.
После скоротечного первого брака довольно длительное время была женщиной свободной и обременять себя новой семьей не торопилась. Хотя поклонников у нее тогда было в избытке.
Между тем, несмотря на свою природную независимость, в 1960-е годы всё-таки вышла замуж во второй раз. На этот раз её избранником был человек не из артистической среды, а врач-уролог.
В начале 1970-х годов умер второй муж.
Однако вдовствовала Людмила недолго: в 1975 году у неё появился новый избранник. Этот брак продержался дольше всех — 20 лет. В 1995 году они расстались.
Актриса имеет внука и внучку. Живёт и работает в Москве.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
В 2002 году награждена орденом Почёта.
http://www.kino-teatr.ru